В скором будущем основным критерием для налогообложения иностранных компаний станет не место их регистрации, а местонахождение реального управляющего органа.
В начале января премьер-министр Дмитрий Медведев дал правительству поручение до 19 мая подготовить проект федерального закона, которым будет реализован комплекс мер по деофшоризации экономики. В числе прочего в Налоговый кодекс планируется ввести понятие «налоговое резидентство организаций» и определить его критерии. Соответствующий законопроект должен поступить в Госдуму во II квартале.
«Отличие налогового резидента от нерезидента, в общем-то, заключается в том, что резидент, как правило, уплачивает налог со всего своего дохода (полученного как внутри страны, так и за рубежом), а нерезидент – только с дохода, полученного от коммерческой деятельности в этой стране, — одно из основополагающих при их налогообложении, — пояснил Рустем Ахметшин. — Чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между странами заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения. У России сейчас 80 таких соглашений.
Но, в отличие от многих других стран, в России понятие налогового резидентства для юридических лиц сегодня отсутствует. Налоговый статус организаций определен одним критерием: местом их регистрации. И компанию-»ширму». зарегистрированную за рубежом, обложить налогом в России нет никакой правовой возможности. Хотя никакой деятельности за рубежом она не ведет, а управляется из России ее реальным, бенефициарным владельцем. В результате, если компания зарегистрирована в низконалоговой или оффшорной юрисдикции, налог с доходов не платит ни компания, ни ее реальный владелец».
«В практике других стран применяется иной подход, — напомнил представитель «Пепеляев Групп», — налоговое резидентство и, соответственно, налоговый статус компании определяются через ее фактическую «связь» с тем или иным государством, независимо от места ее регистрации. Как правило, основной критерий, — это место фактического управления компанией, которое, в свою очередь, может определяться на основании таких признаков как а) место проведения совета директоров; б) место оперативного управления; в) местонахождение главного офиса или административного здания; г) местонахождение центральной бухгалтерии; в) местонахождение архива и т.д. Похожие критерии уже закреплены в специальных протоколах к соглашениям, которые подписаны Россией в последние два года с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами.
Таким образом, юридическое лицо в каком-то смысле сравнивается с физическим лицом, у которого тоже есть «место регистрации» — гражданство, но для целей его налогообложения главное не это, а его реальная связь с тем или иным государством, которая определяется через место его проживания и работы, местонахождение его постоянного жилища, семьи и т.д.».