Первопроходцы Соединенного Королевства начинают действовать
Великобритания вполне открыто берет на себя функции по введению в действие положений Четвертой Директивы ЕС (DIRECTIVE (EU) 2015/849 от 22 мая 2015 г.), направленных на противодействие использованию финансовой системы для явного отмывания денежных средств и финансирования террористических акций. Явные старания британских властей стать пионерами в вопросах деоффшоризации вполне понятны и в какой-то мере оправданы, членство в ЕС и нежелание финансирования убыточных государств отрицательно влияют на экономику государства. Обнародование данных в открытом реестре – это лишь первый шаг в данном направлении.
Начиная с 30 июня 2016 года в Соединенном Королевстве все английские компании (Limited/Ltd, LLP, SE включительно), будут обязаны в формах ежегодной отчетности в реестр (annual confirmation statement) предоставлять подробную информацию о своих контролирующих лицах. Практически вся данная информация будет открыта и доступна всем заинтересованным лицам в реестре компаний. Следует учитывать также факт, что такие меры планируется ввести в действие во всех странах Европейского Союза в срок до 26.06.2017 года.
Все поправки, закрепленные в соответствующих нормативных актах, подробно освещают данные положения, которые вступили в силу, начиная с 06.04.2016 года: the Registers of People with Significant Control Regulations 2016 (2016 № 339) и the Limited Liability Partnership (Registers of People with Significant Control) Regulations 2016 (2016 № 340) от 15.03.2016 г.
Как это будет претворяться в жизнь?
Так как сбор информации и ведение внутреннего реестра соответствующие органы обязаны были осуществлять уже с 06.04.2016 года, то сейчас наступило время отчета о проделанной работе, а именно:
Новые компании в Великобритании, начиная с 30.06.2016 года, будут с одновременной подачей заявки на регистрацию компании подавать информацию о контролирующих лицах, а действующие организации будут обязаны включать данную информацию в формы ежегодной отчетности (annual confirmation statement) не позднее дня его очередной подачи. Причем реестр в обязательном порядке должен будет включать в себя полный список лиц, контролирующих компанию, а также дату их вступления в права независимо оттого, что даже если к моменту предоставления ежегодного отчета они уже таковыми являться не будут. Эта мера подразумевает в себе сбор полной информации обо всех контролирующих лица и хранения её в реестре на протяжении 10-ти лет.
В планах Соединенного Королевства уже к июню 2017 года укомплектовать полный список контролирующих лиц всех организаций, которые были зарегистрированы на территории Великобритании. Это позволит возложить обязанности по уплате налогов на ряд компаний и собственников бизнеса, что приведет к притоку в государственную казну. Правительство Великобритании объясняет принятие таких мер ужесточением действий, направленных на борьбу с финансированием международного терроризма.
От предоставления информации о контролирующих лицах иностранных компаний будет освобожден ряд публичных компаний, которые и раньше уже осуществляли подачу такого рода информации в соответствующие органы, но несколько в другой форме отчетности. По сути, информация о контролирующих лицах английских компаний будет получена практически в полном объеме.
Кого следует считать контролирующими лицами?
На территории Великобритании под контролирующими лицами принимаются те, к которым можно применить один из ниже перечисленных пунктов:
1. владение не менее 25% акций компании;
2. владение не менее 25% голосующих прав;
3. владение правом назначать, либо увольнять директоров компании;
4. практическое осуществление контроля, либо влияние над деятельностью компании в любой форме;
5. владение правом, либо осуществление контроля над деятельностью траста компании или соответствующей структуры.
Тут также следует понимать, что понадобится внести в реестр данные не только учредителей компании, но также данные бенефициара траста и протектора, если они могут оказывать либо косвенное, либо прямое влияние на компанию на основании прав собственности или практически влияют на деятельность компании. Также в реестр будут вноситься данные не номинального акционера, а именно той персоны, от имени которой действует это лицо. Все перечисленные меры направлены на то, чтобы призвать к ответственности по уплате налогов лиц, которые напрямую или косвенно влияют на деятельность английских компаний и получают от них существенные доходы в виде нераспределенной прибыли. Предполагается, что информация внесенная в реестр о контролирующих лицах, будет доступна также и налоговым органам стран, участников соглашения о предоставлении 0финансовой информации.
Какая информация будет вноситься в реестр?
Для внесения в реестр необходимо будет предоставить следующие данные:
• Полное имя;
• Месяц и год рождения;
• Гражданство или подданство;
• Почтовый адрес;
• Страна проживания;
• Текущий адрес проживания;
• Форма контроля над компанией с дополнительными пояснениями;
• Дату вступления в права, контролирующего лица.
Все перечисленные данные будут открыты для всех заинтересованных лиц одинаково, как при поиске компании по её названию, так и при поиске по именам физических лиц. Однако есть и свои исключения из правил, которые мы опубликуем немного пониже.
Какая информация не будет в открытом доступе?
Не вся информация о контролирующих лицах будет открыта, а именно: будет скрыт фактический адрес проживания лица и его число рождения, месяц же и год рождения будут доступны. Будет также скрыт и фактический адрес проживания контролирующих лиц, открыт будет только адрес, предназначенный для отправки корреспонденции, чтобы у заинтересованных лиц была возможность отправки необходимых уведомлений и документов. Но при получении официального запроса кредитных организаций и заинтересованных государственных органов информация о фактическом адресе проживания и полная дата рождения будет им предоставляться. Подобная информация будет предоставляться также заинтересованным органам других государств – участников соглашения об обмене финансовой информацией, на основании соответствующего запроса.
Ответственность
За невыполнение требований по предоставлению полной информации обо всех контролирующих лицах иностранных компаний и ведению соответствующих реестров предусматривается строгая административная ответственность, как для директоров и участников компаний, так и для самих организаций в целом.
Для физических лиц наказание будет предоставляться по решению суда в виде наложения штрафных санкций или лишения свободы сроком до 2-х лет, а юридические лица будут наказываться финансово – штрафными санкциями в определенных размерах.
Перед внесением соответствующей информации в реестр, все директора компаний должны будут отправить необходимые формы запросов, либо контролирующим лицам для получения полной и подробной информации от них, либо их доверенным лицам и консультантам (такие лица определяются при регистрации компаний и они обязаны быть доступны для государственных органов и заинтересованных лиц). Это необходимо сделать для того, чтобы предупредить контролирующие лица о том, что их данные будут внесены в реестр (с целью получения фактического согласия), а также для того, чтобы получить полную и подробную информацию о них.
Внесение неполных данных в реестр может быть расценено законодательными органами как несоответствие требованиям закона, и повлечь за собой определенную долю ответственности и наказание. Поэтому все контролирующие лица иностранных компаний должны быть лично заинтересованы в том, чтобы информация была полной и достаточно достоверной.
Ни в коей мере нельзя предоставлять пустой реестр, нормативные документы предусматривают рекомендации, в каких случаях и какие оговорки можно использовать. Но оговорки в реестрах будут являться лишь временной мерой и в указанные законодательными органами сроки полная информация все равно должна будет быть предоставлена.
В том случае, если контролирующее лицо не доступно или не предоставляет своих данных на полученный запрос в течение одного месяца, то директорам компаний предоставляются широкие полномочия, вплоть до отказа от выплаты платежей и дивидендов (исключением является те случаи, когда выплаты положены в связи с ликвидацией компании или при передаче прав собственности, а также других прав, связанных с владением прав голосов или собственности), до полного предоставления всей необходимой информации для внесения в реестр. Как считают государственные органы, такие действия должны послужить определенного рода мотивацией для контролирующих лиц и заставит их выдать подробную информацию о себе в рамках закона.
На тот случай, когда контролирующее лицо не получило уведомления по каким-либо причинам, оно обязано самостоятельно передать необходимую информацию соответствующим органам для внесения в реестр, а также сообщать обо всех изменениях, связанных со своей ролью контролирующего лица в срок, не позднее одного месяца с даты самого изменения, даже в том случае, если в настоящий момент данное лицо уже не является контролирующим.
Подразумевается, что подобная информация будет предоставляться для внесения в реестр в обязательном порядке ежегодно – одновременно с предоставлением необходимой и финансовой отчетности. Если контролирующее лицо перестает им быть, то все записи, внесенные в реестр, должны сохраняться на протяжение 10-ти лет. И только по прошествии данного срока будет разрешено исключение из реестра соответствующей информации. Запрещается исключать из реестра информацию до истечения 10-ти летнего срока.